Визит студентов КФУ

23/10/2017

28 сентября студенты 4 курса группы 17.1.-419 Института психологии и образования КФУ, обучающиеся на педагогов в сфере дошкольного образования, посетили дошкольный университет «Мозаика-republic». Визит был рамках практических занятий по дисциплине Педагогика Монтессори. «Мозаика-republic» работает по системе итальянского врача, педагога, учёного и философа Марии Монтессори.
Основные характеристики метода Монтессори заключаются в том, что в группе могут быть дети не одного возраста, как в обычных садах, а дети разных возрастов (от 3 до 6 лет или от 6 до 9 лет), воспитанникам предоставлено много свободы: они сами выбирают, чем сегодня заниматься, из многочисленной и разнообразной образовательной среды. Причём циклы такой «работы», когда ребёнок занят самостоятельным делом, длятся непрерывно около 3 часов (в группах 6 – 9 лет прерываются на отдых один раз каждые полтора часа). Работать в таких группах могут только обученные Монтессори-педагоги и со специализированными образовательными материалами, которые размещены по всей группе.
Студенты убедились в существовании легендарной Розовой башни, Коричневой лестницы, набора цилиндров и красных штанг. В дошкольном университете «Мозаика-republic» присутствует зонирование групп, которые разработала сама М.Монтессори:
Зона космоса
Зона практической жизни
Зона сенсорного развития
Математическая зона
Зона языкового развития
Дети в группах Монтессори мотивированы на достижение образовательных целей. Волшебство заключается в том, что в группах нет постороннего шума, каждый увлечен «своим» делом, возможно, связано это с тем, что дети находятся в постоянном движении. Вот они дружно на ковре рассматривают Солнечную систему, затем за долю секунды перемещаются за столы для выполнения индивидуальных заданий, через пару минут они уже в книжном уголке читают.
За время экскурсии студентки познакомились с руководством и педагогическим коллективом детского сада, посмотрели на обстановку и дидактические материалы в группах и классах и даже понаблюдали, как осуществляют педагогическую деятельность настоящие профессионалы своего дела.
«Меня очень заинтересовало обилие материалов в группах, пространственная среда организована очень здорово, - делится впечатлениями студентка группы 17.1-419 Евгения Яшина, - мы много об этом читали, но увидеть их воочию и к тому же посмотреть, как ими манипулируют дети – совершенно другое дело».
Система Монтессори не является общепринятой в России, но многие детские сады работают по ней целиком или открывают Монтессори-группы. Как сказала одна из воспитателей дошкольного университета «Мозаика-republic», «в эту систему нужно влюбиться, или не сможешь по ней работать».
«Я считаю, что детский сад, построенный на педагогике Марии Монтессори - оптимальный способ развития личности, которая полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. Кажется, что невозможно дать ребёнку полную свободу, и одновременно формировать необходимые знания, умения и навыки, необходимые для подготовки к школе. Но система Монтессори совмещает в себе и то, и другое. Ребёнок не испытывает никаких страхов, давления со стороны взрослых. Эта система позволяет полностью реализовать гуманистический подход в воспитании. Мне было бы очень интересно получить опыт в этой области. У Монтессори педагогов действительно есть чему поучиться не только воспитателям, но и родителям» - поделилась своим мнением студентка группы 17.1-419 Екатерина Миняева.
Эта экскурсия была очень познавательной для студентов Института психологии и образования. Возможно, кому-то из них западёт в душу система Марии Монтессори, и они продолжат самостоятельное саморазвитие и деятельность уже в этом направлении.
Источник информации: Альмира Гарифуллина, Нелли Мещерякова